Боги удовольствий

История создания

Греческий бог виноградарства занял собственное место в пантеоне богов довольно поздно по сравнению с остальными прославленными персонажами. Культ Диониса пришел в Грецию с фракийской или малоазийской территории. Первые упоминания о необычном боге датируются 14 веком до нашей эры — имя Диониса запечатлено на табличках критского письма.

Дионис

Долгое время греческая мифология принижала статус покровителя виноделов и фруктовых деревьев. Развитие культ получил только в 7 веке нашей эры. Изначально расслабленное и раскованное поклонение Дионису превратилось в безумство. Плутарх писал:

Ночные праздники, которые жители Греции посвящали обаятельному богу, превращались в устрашающие зрелища. В маленьких городах жрицы культа облачались в шкуры животных и поедали сырое мясо, прославляя имя Диониса.

Праздники в честь Диониса

Культурные центры Греции сохранили первоначальный посыл празднеств. Праздники Великие Дионисии проходили в конце марта. Выбранные народом певцы и актеры облачались в козлиные шкуры и разыгрывали драматические и комедийные сценки. Для подобных событий строили специальные театры Дионис. Одно из таких архитектурных чудес до сих пор расположено на юго-восточном склоне Акрополя.

Греки считали, что подарок Диониса, прозванный вином, дарует творческим людям вдохновение. Поэтому художники часто писали портреты и жанровые сценки, в которых участвовал бог. Покровитель растительности изображался как молодой и привлекательный юноша, окруженный сатирами и жрицами культа. Не реже Диониса рисовали уже взрослым мужчиной с густой бородой и роскошными локонами. Но в любом случае бога виноделия сопровождает веселая толпа.

Нинкаси, Сирис и Сидири

Одна из первых найденных записей, оставленных человеком — это «Гимн Нинкаси», посвященный богине пивоварения. Фактически, эта глиняная табличка является поэтическим рецептом приготовления пива, и в этом нет ничего удивительного: шумеры буквально обожествляли его, так же как и зерно, из которого оно изготовлялось.

Кроме Нинкаси в древнем Междуречье почитались Сирис, которая была олицетворением пива как такового и Сидири, которая отвечала за удовольствие и радость от употребления хмельного. Все эти боги алкоголя — исключительно женские персонажи: шумеры считали, что только у женщины хватит терпения и ответственности, чтобы сварить правильное пиво.

Ромул и Рем – сыновья-близнецы Марса

Бог Марс в римской мифологии известен как бог, от которого произошёл римский народ, а также хранитель их столицы, Рима. Эта связь происходит из-за того, что основатели Рима, Ромул и Рем, потомки героя Энея, считались сыновьями бога. Хотя история Ромула и Рема полна трагедий и печальных моментов, два брата всё равно остаются легендарными личностями. Сын бога Марса убитый братом близнецом – это Рем, но именно в честь него и назвали сам город Рим.

В легендах даже указывается точная дата, когда появились на свет эти сыновья Марса – 771 г. до н. э. Дедом Ромула и Рема был Нумитор Сильвий, царь латинского города в Италии под названием Альба-Лонга, что находился неподалёку от места, где позже основали город Рим. Его младший брат Амулий сверг Нумитора, а чтобы дети бывшего царя не претендовали на трон, сделал дочь Нумитора Рею Сильвию (Илию) весталкой.

Однако Рею Сильвию полюбил сам бог Марс. Когда шёл четвёртый год служения Весте, Марс посетил Илию в священной роще. В некоторых легендах Марс принимает образ самого Амулия, чтобы девушка его не узнала. В итоге Рея Сильвия рождает от Марса двух сыновей – Ромула и Рема.

Марс и Рея Сильвия. Княжеские коллекции, Вадуц. Лихтенштейн.

В легендах не указывается, что Марс каким-либо образом ещё помогает возлюбленный или своим сыновьям. Сыновей Ареса Ромула и Рема по приказу Амулия бросили в реку Тибр. Рея Сильвия последовала их участи, в других мифах её заключили в темницу или погребли заживо, как и полагалось поступать с весталками, нарушившими обет.

Ромул и Рем были вскормлены волчицей, а позже вернули город Альба-Лонгу деду. Сами же они основали собственный город. Но братья не смогли решить, где поставить Рим и как править. В итоге Ромул убил Рема, но, раскаиваясь, дал городу его имя. Ромул учредил сенат, поделил граждан Рима на разные группы, построил храм Юпитера Статора. Он организовывал военные походы и захватывал соседние общины. В 716 г. до н.э. Ромул пропал, по разным легендам – был убит сенаторами или же забран на небо, к богам.

Свершения Диониса, согласно мифам

После того как Гера лишила его разума, бог вина пустился в путешествие по Сирии и Египту, побывал в Индии, Малой Азии и в итоге вернулся в Грецию. Повсюду он обучал людей выращиванию винной ягоды и изготовлении из нее пьянящего напитка. Деяния Диониса на этом не ограничивались. Бог веселья не всегда был милым — согласно легендам, он мог лишить разума тех, кто отказывался признавать его богом, и даже убивал, когда выходил из себя. Один миф гласит, что царь Ликург зарубил собственного сына, думая, что искореняет виноградную лозу.

Схождение в Аид — следующий подвиг, который совершил великий бог, и не ради удовольствия. Он спустился в царство мертвых для того, чтобы забрать оттуда свою мать. Торжественно вывел Семелу из Аида, чтобы она заняла место на Олимпе. Она получила новое имя — Феона.

Однажды прекрасный юноша был захвачен в плен пиратами, которые случайно увидели его на берегу. Они заковали Диониса в цепи, хотели добраться до Азии и продать его в рабство. Однако бог избавился от оков, мачты корабля превратил в змей, а виноградная лоза опутала корабль. Сам пленник явился в образе льва и медведицы. В ужасе пираты прыгнули в море, где превратились в дельфинов.

Вся жизнь Вакха была связана с женщинами. Конечно, он был и великим любовником, соблазнившим множество прекрасным дам. Например, состоял в связи с богиней Афродитой, в результате которой появился на свет бог полей и садов Приап. Красавица отказалась от своего сына, поскольку тот был чрезвычайно уродлив. Огромный фаллос Приапа постоянно пребывал в состоянии эрекции. Став взрослым, он попытался соблазнить даже собственного отца.

Были среди его любимых и довольно странные особы. Например, дочь титана Авра. Она родила от связи с покровителем виноделия близнецов. Одного из детей (девочку) она съела, но мальчика удалось спасти — богиня Артемида отнесла его в город Элевсин, где он стал богом мистерий Иакхом.

Была у покровителя веселых праздников и законная супруга. Это Ариадна, которая указала Тесею путь из лабиринта. Ее возлюбленный оставил девушку, отчего она сильно грустила. Но Дионис сумел утешить красавицу, которую взял в жены.

По другой версии, Дионис попросил Артемиду, целомудренную богиню охоты, убить приглянувшуюся ему девицу за то, что она вышла за Тесея. После брака со смертным она могла принадлежать ему только пройдя через смерть. Артемида выпустила в красавицу стрелу, затем та воскресла и стала супругой покровителя плодородия. Родила в браке сына Фоанта. Видя, как счастлив его сын, Зевс преподнес молодым подарок — сделал Ариадну бессмертной.

Атрибуты

Без атрибутов не обходится ни один уважающий себя бог с Олимпа. По ним исследователи легко понимают, какой небожитель изобретен на картине, отчеканен на монете или высечен в камне.

Разумеется, есть определенные атрибуты и у Диониса. Чаще всего его изображали с:

  • виноградной лозой,
  • тирсом (жезл), увенчанным сосновой шишкой,
  • плющом.

И каждый из этих атрибутов вовсе не случаен. С виноградной лозой всё понятно — из этих ягод делают вино. Сосновая шишка, украшающая собой жезл бога Диониса, тоже появилась не просто так. По некоторым данным шишки использовались в Элладе при производстве вина. Наконец, плющ по поверьям древних греков предохранял от опьянения. Неслучайно можно увидеть картины и барельефы, на которых пирующие надевают на головы венки, сплетенные из плюща.

Культ

По легендам вокруг Диониса всегда кипела жизнь. Его окружали сатиры и менады, находившиеся в изрядном подпитии. Неудивительно, что попадаться на пути такой орды было откровенно опасно — опьяненные люди и полулюди могли разорвать любого неугодного богу путника. Кстати, именно так погиб прославленный поэт Орфей — его кровь на руках пьяных менад. Название таких празднеств — вакханалии — появилось от второго имени покровителя виноделия.

А вот как отмечался праздник бога Диониса на самом деле?

До нашей эры он вообще не входил в число наиболее почитаемых обитателей Олимпа. Силу он начал набирать, когда могущественная Эллада пришла в упадок — ориентировочно в 5-7 веках. Уж тут поклонники развернулись по полной!

Конечно, вино во время таких празднеств употреблялось без всякой меры. Причем если в обычные дни эллины сильно разбавляли его водой, то на праздниках пили спиртное в чистом виде, что приводило к разжиганию инстинктов. Поэтому на празднествах происходили самые разные инциденты — начиная с массовых оргий, заканчивая убийствами. Озабоченные этим власти приняли решение резко ограничить людей, восхваляющих Вакха. Запретили проводить праздники чаще раза в два года, да и место для них резко ограничили — только на горе Парнас. На остальной территории Греции вакханалии вообще запретили. Праздники же, которые устраивали садоводы и земледельцы, чтобы задобрить Бахуса, стали куда более скромными. Кровавые жертвы (раньше были и такие!) заменили скромным подношением плодов, а вместо безудержного пьянства и оргий оставили игры ряженых.

Ещё раньше борьбу с пьянством и вакханалиями начали в Риме. Когда местные жители переняли культуру греков, власти быстро поняли опасность чрезмерного поклонения Дионису. Поэтому уже во втором веке до нашей эры проводились масштабные репрессии против вакханалий и участников. Так что, здесь до настоящих оргий, какие встречались в Древней Греции, не дошло.

Эпитеты, связанные с погодой

Так как Зевс был связан с погодой, то к нему часто обращались при помощи соответствующих эпитетов. Считалось, что именно этот бог управляет всем, что касается неба.

Разрушение гигантов молниями Юпитера. Джулио Романо. Палаццо дель Те. Мантуя, Италия.

То, как называли Зевса в этом случае, отображало его роль и в земледелии. Именно от погоды зависели урожаи и возможность людей прокормиться.

Есть такие эпитеты Зевса (Юпитера) метеорологического характера:

  1. Астрапей – похожий на молнию, такой же быстрый, огненный, как вспышка молнии.
  2. Икмейский – пропитанный влагой. Эпитет, тоже связанный с дождями, с возможностью Зевса вызывать дожди.
  3. Керавн – ещё один известный эпитет Зевса. Он означал «тот, кто поражает молнией». Этот бог был громовержцем, его главным оружием являлась молнию. Зевс часто изображался с одной молнией или пучком.
  4. Омбрий – дарующий дождь. От этой функции Зевса зависели будущие урожаи.
  5. Бронтий – громовержец.
  6. Ourios – бог благоприятного, попутного ветра.

Арес

Арес – бог войны в греческой мифологии. Он значительно отличается от Афины, которая тоже покровительствовала бою и была богиней-воительницей.

Арес – это воплощение коварной, кровопролитной войны. Её назначение – не борьба за справедливость, а просто бой ради боя.

Арес. Вилла Адриана в Тиволи, Италия.

По этой причине Арес был богом, который не пользовался большим почётом и даже не сразу вошёл в греческий пантеон. Другие божества не желали принимать его и пускать на Олимп. Отцом Ареса считался Зевс, в других легендах Гера порождает Ареса без мужа. В первом варианте легенды Зевс грозится бросить Ареса в Тартар, но его останавливают кровные узы.

У Гомера Арес также ассоциировался со смертоносным оружием. В Риме он известен как Марс. На поле боя этого бога сопровождают богини Эрида (раздор) и Энио (яростная война). Он считается мужем или же возлюбленным Афродиты, покровительницы любви и красоты. Сам Арес всегда изображался в облике воина, в доспехах и с мечом. Его атрибуты – зажжённый факел и копьё.

Арес и Афродита. Жак-Луи Давид. 1824 г. Частная коллекция.

Семейная жизнь

Несмотря на весьма неуживчивый характер и частые вспышки гнева, Дионис обзавелся супругой. Всем любителям эллинской мифологии хорошо знакомо имя Ариадны — той самой, которая помогла Тезею убить страшного Минотавра. Однако недальновидный герой обманул девушку, влюбившуюся в неё, и разбил ей сердце. Она даже хотела покончить с собой, сбросившись со скалы, но поблизости оказался шаловливый Дионис, греческий бог виноделия.

Влюбившись в девушку, он сделал её своей супругой. Вместе они прожили довольно долго, успев родить много детей. По разным данным их количество отличается — многие легенды сплетены, а их персонажи зачастую сливаются друг с другом. Но эксперты сходятся во мнении, что детьми Диониса и Ариадны являются:

  • Фоант,
  • Стафил,
  • Энопион.

С другими персонажами история не так однозначна, поэтому их имена не стоит и приводить, чтобы не было лишней путаницы.

Увы, век простых смертных недолог. А во времена Античности он был ещё более коротким. Ариадна скончалась во время родов. Тогда Дионис уговорил своего отца Зевса сделать несчастную женщину богиней, наделив её бессмертием.

Любопытно! В некоторых трудах встречается упоминание о том, что Ариадна не умерла, а была превращена в камень Персеем, воевавшим с Дионисом.

Впрочем, взбалмошный и развязный бог виноделия не отличался супружеской верностью. Поэтому были у него и дети на стороне. Например, сына Флианта его родила Арефирея, а Телета — наяда Никея.

Мбаба-Мвана-Вареса, Мамламбо, Ба-Макуэ, Йазиги и Шадипинуй : африканские боги алкоголя

Мбаба-Мвана-Вареса иМамламбо — боги пива и зулусов, первая покровительствует пивоварам, а второй воплощает дух пива. В представлении зулусов этот дух выглядел как гигантская речная рептилия со сверкающей чешуей, что действительно странно. Ба-Макуэ в легендах народа хауса — бесплотный дух, который вселяется в человека из алкоголя, что и приводит к опьянению. Так как хауса — мусульмане, Ба-Макуэ считается скорее демоном, нежели благой силой. Йазиги — богиня народа мали, которая покровительствует праздничной атрибутике, а значит танцам, пиву и маскам; именно так ее и изображают: лихо пляшущей в маске с кружкой пива в руке.

Гера

Гера – супруга Зевса, царица и мать богов. Гера выступала защитницей брака, материнства, она помогала роженицам и охраняла домашний очаг. Как и остальные верховные боги, Гера была рождена от богини-титаниды Реи и Кроноса. Она – третья жена Зевса, первыми были Метида и Фемида. Влюбившись в Геру, бог Зевс прилетел к ней в образе кукушки. Долгое время громовержец и Гера скрывали свой брак.

От Зевса Гера родила Илифию, богиню родов, без которой не мог появиться ни один ребёнок. Ещё одна дочь Геры – Геба, богиня юности, которая была сначала виночерпием на пирах олимпийцев. Позже она вышла замуж за Геракла, когда тот тоже ступил на Олимп.

Гера Барберини. II в. н.э. Музей Пия-Климента в Ватикане.

Гера была матерью Аресу и Гефесту. Бог Гефест напугал её своим ужасным обликом, отчего богиня скинула его с Олимпа. Иногда указывается, что Зевс не участвовал в рождении некоторых из этих детей.

В легендах греков эта царица Олимпа часто выступает ревнивой, она преследует любовниц своего мужа и жестоко им мстит. Множество легенд в мифологии посвящено сюжетам об этом.

Дионис — олимпийский бог[править]

В число 12 олимпийских богов Д. вошёл поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады — вакханки из Аттики <ref>Paus. X 4, 3</ref>. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д. и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса <ref>Aristot. Rep. Athen. III 3</ref>. Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Д. <ref>греч. tragodia, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров — спутников Диониса</ref>, возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Д. были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте — апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе — феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре — январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Празднества в честь Бахуса

Этот бог был одним из самых популярных – как среди греков, так и у римлян. В честь Бахуса в Греции, а позднее и Риме проводились празднества, получившие названия вакханалий. Изначально торжества проводились ночью, и принять участие в них могли лишь женщины (их называли вакханками).

Особым ритуалом вакханалий было переодевание в шкуры животных или обнажение. Участники старались подражать поведению животных, предавались разгулу и пьянству.

Со временем вакханалии приобрели ещё большую популярность. Они стали проводиться пять раз в год, и на торжества допускались мужчины. Случаи насилия и преступности были обычным явлением во время празднеств.

В Риме к вакханалиям относились неоднозначно. Эти торжества были распространены на юге Италии, однако Сенат не одобрял подобные мистерии. Позднее участники вакханалий даже преследовались и подвергались наказаниям по всей строгости закона.

Но даже казни и массовые расправы с ними не смогли искоренить традицию вакханалий, что очень долго сохранялась в Древнем Риме. Само же слово “вакханалия” пережило эти праздники. Сегодня его используют даже в России, обозначая шумное разгульное веселье компании.

Питер ван Линт. Бахус, Церера, Прозерпина и Плутон

Бахус был одним из самых почитаемых богов, но в чём же крылся секрет его популярности? Я думаю, причина распространения культа бога была в его простоте. Бахусу не чужды были человеческие страсти и слабости, он проводил время с людьми, а его напиток дарит иллюзию беззаботности и веселья, к которым люди стремились во все времена.

Безумие Диониса

Но мифология бога Древней Греции Диониса (Вакхоса) была бы не полной без упоминания без такого важного и неприятного аспекта, как его безумие. К сожалению, оно является неотъемной чертой чрезмерного употребления вина

А Дионис редко ограничивал себя в нем. Поэтому сам бог часто становился очень раздражительным, агрессивным, жестоким. Причины этого разные. Одни эксперты считают, что именно безудержное пьянство Диониса сделало его таким. Другие же полагают, что это месть Геры — в свое время она наслала такое же безумие на Геракла (ещё одного внебрачного сына Зевса), из-за чего тот перебил всю свою семью

К сожалению, оно является неотъемной чертой чрезмерного употребления вина. А Дионис редко ограничивал себя в нем. Поэтому сам бог часто становился очень раздражительным, агрессивным, жестоким. Причины этого разные. Одни эксперты считают, что именно безудержное пьянство Диониса сделало его таким. Другие же полагают, что это месть Геры — в свое время она наслала такое же безумие на Геракла (ещё одного внебрачного сына Зевса), из-за чего тот перебил всю свою семью.

Факт! Однажды Дионис спустился в подземное царство мёртвых и вывел оттуда свою мать Семелу, которая позже обрела бессмертие, став богиней.

Как бы там ни было, безумие всегда сопровождало бога виноделия. Он путешествовал по разным землям, как и говорилось выше, и повсюду сажал виноградную лозу. Но вместе с этим он сеял также безумие, наказывая им всех, кто смел ослушаться его или засомневаться в божественном происхождении.

Вот лишь краткий список его жертв:

  • Царь Ликург зарубил своего сына топором, считая, что срубает лозу винограда.
  • Царь Пенфей был разорван толпой, обезумевшую от воздействия Диониса.
  • В Аргосе женщины съели своих детей.

Кстати, сам Дионис также часто впадал в ярость и убивал окружающих.

Зевс

Краткое содержание богов Греции всегда в первую очередь называет Зевса. Зевс – верховный бог, громовержец. Когда Рея, жена Кроноса, родила Зевса, она обманула мужа и дала ему вместо Зевса проглотить завёрнутый в пелёнки камень. Кронос, как и его отец Уран, боялся, что его свергнет собственный сын.

Зевс же, возмужав, бросил вызов своему отцу. В результате боги под предводительством Зевса свергли титанов и стали править миром. Кронос оказался заточён в Тартаре, бездне под царством Аида, как и другие титаны.

Зевс, Аид и Посейдон же бросили жребий, чтобы определить, кто где будет царствовать. Зевс с тех пор управлял землёй.

От Зевса идёт добро и зло, а также общественный порядок. Порой Зевса считают самой судьбой, но при этом Зевс подчиняется богиням судьбы Мойрам. Зевса также считают защитником, он всегда готов прийти на помощь и откликнуться на молитву. Бог Зевс охраняет традиции, обычаи, семью.

Зевс с богиней Никой в руке и орлом. I в. н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

В легендах рассказывается о многочисленных возлюбленных Зевса и его детях. От любви Зевса и смертных женщин произошли многие герои, например, Геракл – это его сын. Также среди детей Зевса есть другие боги, вошедшие в пантеон богов Греции. Супругой же Зевса является Гера, царица и матерь богов, хранительница домашнего очага.

Вместе с супругой Зевс живёт на Олимпе, высочайшей горе Греции. У него было даже прозвище «Олимпийский». Весь мир подвластен этому богу. В Риме его знали под именем Юпитер.

Юпитер и Юнона. Аннибале Карраччи. Галерея Боргезе в Риме, Италия.

Воплощения Диониса[править]

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис — сын Зевса и Деметры <ref>Diod. Ill 62, 2-28</ref>. Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и её терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре <ref>Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297</ref>, а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам <ref>Eur. Bacch. 556-559</ref> или сестре Семелы <ref>Ино Apollod. III 4, 3</ref>. Д. нашёл виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришёл во Фригию, где богиня Кибела — Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию <ref>Apollod. III 5, 1</ref>. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы <ref>Apollod. III 5, 3</ref>. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов <ref>Hymn. Hom. VII</ref>. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. <ref>Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608</ref>. Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке <ref>618, 920-923</ref> и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.

На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. <ref>Apollod. epit. I 9</ref>. Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своём пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин <ref>Eur. Bacch. 135-167, 680-770</ref>. Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены <ref>616-626</ref>. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царём Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное <ref>Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152</ref>. На Ликурга — сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми <ref>Apollod. III 5, 1</ref>.

Дионис

Дионис или же Вакх – это младший из олимпийских богов. Дионис известен как покровитель веселья, праздников, причём очень буйных, а также как бог виноделия. Во время вакханалий, торжеств в его честь, рекой лилось вино, а люди погружались в экстатическое состояние. Этот бог удовольствия в Греции даровал вдохновение, которое приходило к человеку в изменённом состоянии сознания.

Рождение Диониса

Этот бог удовольствия и наслаждения в Греции пережил, пожалуй, одно из самых необычных рождений. Матерью Диониса была Семела, дочь основателя Фив Кадма, а отцом – сам громовержец Зевс. О беременности Семелы узнала супруга Зевса Гера. Знала она также и об обещании громовержца исполнить любое желание девушки. Она пришла к царевне в образе кормилицы или же странницы и подсказала Семеле попросить Зевса явиться в истинном облике. Тогда, по словам Геры, Семела сможет узнать, каково же на самом деле делить ложе с божеством.

Зевс, поклявшийся водами реки Стикс, не мог отказать возлюбленной. Однако от его истинного облика Семела сгорела, ведь смертным не дозволено было его видеть. По одной из версий её пронзила молния. Однако ребёнок в её чреве остался жив, и Зевс вшил его в своё бедро, родив в итоге из него. Затем он передал младенца на воспитание нимфам.

Функции Диониса

Бог гедонизма Дионис известен как покровитель виноделия, выращивания винограда. Именно он изобрёл вино, а также пиво. Культ этого божества сильно отличался от почитания других богов. Он был разгульным, с обильными возлияниями, экстатическими танцами. Поэтому иногда считается, что он пришёл в Элладу извне, возможно, из варварских племён. Но всё же у греков этот культ известен очень давно.

Дионис – этот тот бог удовольствия и наслаждения в мифологии Греции, который позволяет освободиться от всех ограничений и полностью погрузиться в наслаждение. Не зря его называли Лисий или Лисей, т.е. «освободитель». Был ещё один похожий эпитет, Eleutherios, Элеутериос, с тем же значением. Ритуалы в честь Диониса с танцами, музыкой, вином сопровождались состоянием, когда участник сбрасывает все оковы, страхи, стеснения. Над ним уже не властны суровые законы морали или даже сильные мира сего. Это было удовольствие в первозданном виде.

Дионис. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Именно поэтому он был так тесно связан с виноградом, а также с иными растениями. Диониса называли Древесным, Дионисом-из-Дерева. Со вторым эпитетом была связана традиция ставить столбы в плащах, на которые надевались маски. Бороду у них изображали листья. Садоводы очень чтили этого бога и тоже делали необычные статуи из пней. В качестве священных животных этот бог наслаждения у греков имел быка и козла, которые тоже были связаны с плодородием. Дионис даже изображался в виде первого.

Поэтому Дионис также мог вскрывать дикую природную сторону человека. Его культ показывал нечто противоположное царящим в обществе Греции правилам, которые призывали знать меру и укрощать буйный дух. С одной стороны, подобные ритуалы позволяли достичь настоящего единения с Мирозданием, когда человек забывал обо всём остальном. С другой, порой танцы вакханок, спутниц и прислужниц Диониса, становились настоящим безумством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector